Социальный инстинкт или с чего начинается дрессировка (Alex Vyatkin)
Социальный инстинкт или с чего начинается дрессировка
Все , о чем я хочу сегодня написать - это важнейший аспект подготовки собак, который, как показывает практика, в силу различных причин, игнорируется как начинающими дрессировщиками , так и дрессировщиками со стажем и опытом.
Значимость социального инстинкта - тема грамотно затронутая не одним авторитетным источником, но так как в каждодневной практике мне приходиться сталкиваться как с обычными хозяевами собак, взявшими собаку для охраны и просто как компаньона (назову их для краткости «любителями»), так и со спортсменами, готовящими собаку для соревнований, то я хочу обратиться именно к этим двум категориям собаковладельцев.
Если понаблюдать за взаимоотношением человек-собака: будь-то прогулка в парке или же выступление на соревнованиях, сразу становится заметна разница между поведением пар, у которых налажено хорошее взаимопонимание и тех, у кого этого нет.
Если собака находится в состоянии « сама по себе «, рыскает в поисках занятия по парку, тянет на поводке по кустам, ищет где бы поиграть и чем бы заняться…., на соревнованиях формально выполняет рутинную программу без радости и концентрации на хозяине, и не может дождаться окончания упражнения - все
это проявления отсутствия социального инстинкта в паре проводник –собака.
Когда люди видят собаку готовую работать для хозяина, постоянно ищущую контакта с ним и буквально заглядывающую ему в глаза , они говорят: «собака его любит. Она ему предана до конца!»
Такая собака не ищет развлечений на стороне. Общение с хозяином – одна из наиглавнейших потребностей ее жизни. Говоря профессиональным языком - это и есть «проявление социального инстинкта».
Откуда же берется социальный инстинкт и возможно ли его развить?
Социальный инстинкт несомненно обусловлен генетикой. У служебных пород, в силу его значимости в дрессировке, к которой, на моей памяти, еще пару десятилетий назад все их представители привлекались с завидным постоянством, он должен быть развит сильнее. На сегодняшний день список «служебных пород» обладающих нужными в работе и службе инстинктами для специалистов прикладников –дрессировщиков драматически сузился к минимуму и лишь в шоу-выставочной системе он остается многочисленным.
Даже среди таких лидеров служебных пород как немецкая и бельгийская овчарки найти сегодня собаку с нужными инстинктами составляет проблему. Но все ли зависит от генетики? Конечно же, нет. Как и любой иной, социальный инстинкт необходимо развивать.
Разберем первую группу – группу любителей. Среди этой группы часто бытует мнение о том, что собака ДОЛЖНА любить хозяина и выполнять для него работу, так как он ее «любит и кормит, и о ней заботится» или же из « уважения» к нему. В этом кроется основная ошибка. Собаки по своей природе – эгоисты. Кто бы и что бы не говорил, они живут для себя и первоочередная цель их действий направлена на удовлетворение их собственных потребностей. Задачей хозяина является понять ее потребности и путем воспитания и дрессировки, задействуя ее врожденные инстинкты, не ПОДЧИНИТЬ себе собаку (служебная собакa - не дикое животное), а НАПРАВИТЬ ее действия, путем удовлетворения ЕЕ же потребностей, в нужное себе русло.
Часто любитель из людей "в этой жизни социально и материально состоявшихся" взяв собаку для охраны, поручает ее воспитание тренеру и кому-то из своих подчиненных. Он не проводит с собакой время, не принимает участия в процессе воспитания, а затем требует от нее послушания и защиты. Это нонсенс.
В таких случаях я обычно говорю: «Вы приобрели хорошую собаку своему работнику! Мало того, что работник не заинтересован в правильном воспитании такой собаки и, соответственно, не будет следовать всем указаниям тренера, но также формируется провал в отношениях между таким «хозяином» и собакой. В результате, сильная собака в один прекрасный момент не поймет, почему этот «воскресный папа» вдруг решил требовать что либо от нее, и возможен нелицеприятный конфликт. К сожалению, такие случаи не единичны. Что же делать?
Либо не заводить сильную собаку, способную на противостояние человеку (читай, способную охранять и защищать), либо самому принимать непосредственное участие в воспитательном процессе. Второе включает в себя время на тренировки и учебу, социализацию, выход на прогулки и «в люди», поездки на площадки. Здесь важен следующий момент. Многие люди из этой группы очень не любят когда щенки на них прыгают, их прикусывают, бегают за детьми…На все на это у них одно решение- наказание. В результате щенок только и слышит: «нет, нельзя, фу…», и получает трепки , колени в грудь, газетой по морде….Откуда в такой схеме взяться социальному инстинкту? Почему собака после этого должна относиться к вам с привязанностью? Попробуйте постоянно наказывать и пресекать ваших расшалившихся детей. Что из них вырастет? Как они будут к вам после этого относиться..?
В то же время существует очень простой путь купирования и форматирования такого поведения. Дать знать, что то или иное поведение является нежелательным нужно, но необходимо дать что либо взамен. Разберем несколько наиболее часто встречающихся примеров.
Покусывание рук или хватка за одежду. Собака удовлетворяет свой инстинкт добычи.
В первую очередь приучите щенка отрицательному маркеру –«нет». Если щенок заигрался кусаясь или висит на одежде, следует остановиться и дать маркер «нет». Если щенок прекратил нежелательное действие - подкрепите его положительным маркером «да» и кормом, а затем игрушкой на веревке и последующей игрой в «потягушки», чтобы с вашим участием он смог удовлетворить свой инстинкт в полную меру.
Если щенок не отпускает, следует его скорректировать. Здесь, если у вас нет опыта, вам понадобится опытный инструктор, который сможет показать вам как правильно корректировать щенка, и какой силы воздействие необходимо. И как правильно затем дать подкрепление (см.выше).
Прыжки на хозяина. Удовлетворение социального инстинкта.
Я лично стараюсь общаться со щенками в одежде, которую не жалко. Великолепно то, что щенок хочет быть ближе к вам! Если это убрать рано или же слишком жестко, вы можете потерять доверие щенка к вам навсегда! Прыжки на вас всегда можно убрать позже и безболезненно.
Если же вы решили скорректировать это поведение в щенке, здесь также вам понадобиться помощь опытного инструктора. Необходимо приучить щенка к отрицательному маркеру и затем , когда он прекратил показывать это поведение - подкрепить новое поведение (см.выше). Лучше, если ваш инструктор умеет работать с кликером и маркерами. Тогда работа будет строиться намного быстрее и качественней.
Также кликером и маркерами решаются задачи по приучению к боксу, машине…
Прикусывание детей. Удовлетворение инстинкта добычи.
Эту задачу следует решать сразу по прибытию щенка в дом. Не откладывайте это на потом в надежде на то, что «собака перерастет». Это может печально закончиться. Решается эта проблема так же, как и в первом примере с прыжками и покусыванием рук. Здесь в дрессировке сильно мотивированных собак мы доходим до такого уровня, что собака понимает - для того, чтобы общаться с ребенком , ей для этого необходимо занять рот игрушкой. Тогда она может и общаться с ребенком и кусать (игрушку) одновременно, удовлетворяя все свои инстинкты!
И конечно же необходимо проводить соответствующую воспитательную работу с детьми. Не стоит просто запрещать им возиться со щенком, лучше научить их интерактивной игре, где они сами в качестве дрессировщика смогут научить щенка трюкам. Детям нравятся такие игры!
Прогулки и социальный инстинкт.
Если большую часть времени собака проводит в вольере, квартире или боксе, то естественно, что оказавшись на улице, она старается «разрядиться». Как обычно проходят прогулки? С советских времен устоялась прочная традиция – гулять «в тусовке». Т.е хозяин выходит на поляну и выпускает собаку бегать с группой чужих собак , в это время общаясь за сигаретой с другими хозяевами. Долг выполнен – собака набегалась, наигралась, «физически развилась»…. можно идти домой.
Такая практика приводит к массе проблем. В первую очередь –отсутствие культуры приводит к дракам, «наездам» взрослых собак на щенков, травмам…Но даже не это главное. Главное в том, чему и как учится в такой среде ваша собака? Давайте разберем. Прогулка - это то время , когда у большинства владельцев есть время пообщаться с собакой. Выйдя за порог дома о чем думает и на чем сконцентрирована в такой схеме отношений Ваша собака? О Вас? Конечно же, нет! Она думает о том, как бы побыстрее сорваться с поводка и погонять в волю вдали от Вас! И вот изо дня в день ВЫ сами формируете и закрепляете это поведение. Откуда же взяться взаимосвязи между вами, когда Вас либо нет дома, либо Вы попросту тот человек на поводке, который мешает ей наслаждаться игрой или разборками с собаками, поеданию вкусной дряни или же мечению территории… А если она и выполняет команды «ко мне» , «рядом» и т.д то конечно же, как наказание или помеху, вмешавшуюся в ее веселую и свободную жизнь.
Что же делать? Не курить и не "травить" байки, а ОБЩАТЬСЯ с собакой.
Для этого есть масса полезных игр, в процессе которых собака обучается. Все что вам нужно, набить карманы кормом и не забыть любимую игрушку и, конечно же, в первую очередь обратиться к специалисту за знаниями о том, как правильно их использовать. Тогда вам не понадобятся часы на прогулку. За 15-20 минут вы сможете и нагрузить вашу собаку физически и выучить новые навыки, закрепляя уже обученные и самое главное - создать выгодные вам обоим взаимоотношения.
Такая собака, выйдя на прогулку, не рыскает по сторонам в поисках занятия, ее не нужно ловить или шпарить электрошоком, а справив свои естественные потребности, она САМА возвращается к вам для общения. С этого и начинается ДРЕССИРОВКА.
Если же у вас нет времени или нет желания «возиться» со всем этим воспитанием - вы не готовы к содержанию собаки.
Разберем теперь вторую категорию собаковладельцев – категорию т.н. «профи».
Сюда относятся как профессиональные ведомственные кинологи и инструктора площадок (за редкими исключениями, по уровню подготовки и требованиям зачастую находящиеся между любителями и спортсменами), так и спортсмены, выступающие в том или ином виде спорта с собаками. Спортсмены (не беру во внимания отечественные нормативы) являются наиболее подготовленными в понятиях о качественной дрессировке , поскольку повышают свои знания на семинарах с зарубежными специалистами и, выезжая за рубеж, много общаются и перенимают опыт у представителей наиболее развитой кинологической культуры.
Итак, о значении социального инстинкта в спортивной подготовке.
Всем тем, кому приходилось выступать в спорте, и кто понимает и ценит качественную работу, безусловно не может не нравится манера управления собакой в стиле Миа Скогстер, Кнута Фухса, Марко Коскенсало, Ивана Балабанова и др. мэтров современного спорта. С некоторых пор зародилась отличная традиция приглашать этих и других ведущих специалистов к нам на семинары. Мы многому у них научились и продолжаем учиться, но парадокс в том , что часто учимся не тому , чему нужно!
Основная ошибка в том, что часто увлекаясь техническими навыками, мы забываем о состоянии собаки, и том самом социальном инстинкте , о котором идет здесь речь.
Не секрет, я часто отказываю именитым спортсменам из стран СНГ в приобретении щенка из нашего питомника. Почему? Да потому, что вижу их отношение к собаке, как к спортинвентарю!
А собака очень чувствует свое к ней отношение и отвечает тем же. Когда-то я этого не понимал. Мне говорили мои бельгийские друзья: «Алекс , хватит тестировать. Верь собаке , ее генетике и она ответит тебе тем же.» … Но я же самый умный. Как это «верь»?! А вдруг косяк замаскирован?! Давай придавим еще и посмотрим, что вылезет…И «вылазило»…Кто ищет, тот всегда найдет…Часто я отказывался от собак, которые в других руках , в последствии работали так, как я мечтал бы чтобы работала моя собака…Век живи, век учись.
Сейчас, много занимаясь тренерской работой, помимо техники выполнения навыков ( спасибо Ивану Балабанову и Майку Эллису), я уделяю особое внимание состоянию собаки. Этомуя научился, в основном, у немцев и финнов. Они в этом бесспорные мировые лидеры!
Но что особо беспокоит, так это когда перспективные проводник и собака , в погоне за баллами и результатом, не могут найти или теряют нить доверия во взаимоотношениях.
Это происходит по ряду причин.
Первое –наша культура, в которой похвала или эмоции являются проявлением слабости! Мы мастера требовать, находить недостатки и искать виновных , но хвалить и искренне радоваться не умеем.
Второе –неумение видеть главного. Для многих спортсменов дрессировка- это обучение навыкам. В то время , как дрессировка –это в первую очередь выстраивание гармоничных и доверительных взаимоотношений с собакой!
Что многие видят на семинарах? Каждый свое. Некоторые- как и когда заграничная звезда нажал кнопку ЭШО . Другие- как скорректировал и ПОХВАЛИЛ. Но не все замечают последствия сиих действий на состояние собаки. Когда корректирует и хвалит Кнут Фукс, собака после коррекции подымается в драйве. Когда кнопку нажимает Барт Бэллон, эффект тот же. Когда то же делает иной семинарист-собака работает , но драйв падает. Несколько таких коррекций - и собака потеряна. Когда я делаю замечание, мне отвечают -а тот –то делал так же … Я всегда отвечаю –если бы это было так, у тебя собака работала бы так же, как и у мэтра, но этого не происходит.
Для того чтобы работать как Кнут, Миа или Барт мало того, что необходимо выращивать собаку как они, но и чувствовать собаку нужно так же. А некоторые спортсмены хотят без базовой работы применить «мульки» с семинара и получить такой же результат. Этого не случится.
Часто я наблюдаю такую картину. Человек (спортсмен) приехал на занятие, открыл машину и собака, выпрыгнув из бокса, буквально полетела в поле. Дальнейшее уже известно- такой спортсмен обычно «выезжает» на площадку чуть ли не верхом на собаке, и только там, прокричавши «fuss» и дернув несколько раз поводок , приводит собаку в более-менее вменяемое состояние. Чем такая работа отличается от работы любителя? Да ничем.
Те, кто тренируется со мной знают, что я не начинаю занятий с собакой (не щенком), пока она не сможет удержать концентрацию на хозяине на пути от машины или места выгула до тренировочного поля. Но одно дело удержать путем принуждения, а другое – путем мотивации концентрации.
Для поднятия мотивации в дрессировке мы используем игрушки и лакомство. Но не ИГРУШКА должна являться мотиватором, а именно ИГРА с хозяином. Не кусок лакомства, выданный за правиьльное поведение, а именно процесс выдачи лакомства, который должен сопровождаться яркой похвалой и превращаться в праздник для собаки, с хозяином, как главным действующим лицом.
Для того что бы понять разницу проведите простой эксперимент. Возьмите три куска «вкусняшки», и показав его собаке, молча скормите их ей. Затем показав ей следующие три куска собаке предложите убегая от нее, заставляя ее погоняться за рукой с яркой похвалой и оглаживанием другой рукой. Примерно тоже проделайте с игрушкой.
Уверен, что вы сразу увидите разницу в поведении и состоянии собаки.
При правильной работе игрушка и лакомство постепенно отходят на второй план, в то время как эмоциональное состояние и язык тела хозяина остается и дает собаке понять , что именно она сделала правильно.
Как же развить социальный инстинкт в спортивной работе?
Сколько людей, столько и мнений. Я предпочитаю начинать с обучения щенка следования за рукой и трюкам ( дай лапу, сделай змейку, кувырок….), которым можно научить щенка без ассоциации с базовыми командами.
Во-первых, трюки развивают мозг вашего щенка и учат его активному поиску решения задачи- качество которое очень пригодится в последующей работе.
Во–вторых , в дальнейшем ими можно разнообразить рутинную работу по нормативу и главное то, что собака учиться кооперировать с хозяином, а значит - работать для него!
Далее приучите собаку к «позитиву коррекции». Работая со щенком на поводке вводите незначительную коррекцию поводком и кормите с похвалой одновременно. Всегда следите за состоянием собак. Хвост при этом должен быть «трубой». Если собак опустила хвост, она «зажалась» . Положение хвоста- индикатор внутреннего состояния собаки. Если собака держится от вас на расстоянии, избегая контакта телом , это также говорит об отсутствии доверия. Сядьте на землю. Дайте щенку «залезть на голову» , похвалите, покормите. Покажите ей , что быть с вами не опасно , а наоборот очень здорово!
Если собака во время прогулки или в быту залезла в «гадость» или роется в мусоре , дайте незначительную коррекцию с отрицательным маркером и сразу переведите ее в движение рядом с похвалой и поощрением. Это приучит собаку к тому, что самое «хорошее» место на земле - рядом с вами.
Буквально несколько слов в отношении защитной работы в спорте.
Как часто, когда собака не слушается или не отпускает рукав, мы слышим от дрессировщиков: «покажи ей кто здесь хозяин, она же тебя просто бросает» или « ты должен завоевать ее авторитет, иначе толку не будет»? Очень часто! И что получается? Проводник, разьярившись, корректирует собаку, и получает МАССУ ПРОБЛЕМ.
Во первых, сильная собака все равно не подчинится , или же если и подчиниться на время, то все равно при первой же возможности «кинет».
Во вторых, пострадает хватка и отпуски. Работа станет нервозной.
В третьих, в дальнейшем, будет сильное отвлечение на проводника. А как же иначе. ведь он же «авторитет» от которого происходит наказание! А авторитета надо уважать (читай бояться).
В результате формируется связка: хозяин плохой (он наказывает), а фигурант хороший (дает кусать рукав или костюм). Все с ног на голову…
Собака должна понимать, что хозяин – ее партнер и именно от него зависит - получит она фигуранта или нет. И тогда все встанет на место. Но для такой работы требуются мозги и терпение, терпение и еще раз терпение!
Больше про защиту писать здесь не стану. Эта тема для отдельной статьи.
Я хотел бы проиллюстрировать суть основной темы этой статьи на примере двух небольших видеороликов.
Здесь вы видите работу моих учеников с собаками произведенными в нашем питомнике. (Vyatkins' : Gloсk , Gunslinger, Diesel, Mad Max, Leon, Primo, O’Mega, T-Rex , U’Roy, Snap – возраст собак на видео – от 2 месяцев до 2,5 лет). Их проводники на видео - не «профессиональные спортсмены». Мало того, они еще ни разу не выступали с собаками на соревнованиях. Это и инструктора школы Виталия Орлова, и те, кто занимается в нашей группе в Школе Орлова; в основом, это ребята, которые занимаются с клиентами бытовой дрессировкой. Они учатся применять в своей ежедневной работе приобретенные на моих семинарах знания, и помогают людям выстраивать верные отношения со своими питомцами.
http://media.working-malinois.com/video/27062010/movie_3_1.avi
http://media.working-malinois.com/video/27062010/movie_3_2.avi
Еще одно видео , снятое в декабре 2010 :
http://shkola-orlova.ru/view/ffffe69faa380217b069ef17fef0857f.xhtml
Если вы рассчитываете на хороший результат, пока не сформируется такого доверительного взаимоотношения с собакой, не стоит переходить к техническим навыкам.
Все вышеизложенное испробовано мною на практике. Надеюсь, это поможет многим начинающим спортсменам и любителям, приобретшим служебную собаку, правильно выстроить взаимоотношения с нею и избежать массы ошибок, за которые слишком часто приходится платить дорогой ценой. Желаю всем успешного тренинга и гармоничных взаимоотношений с вашими питомцами!
Regards
Alex Vyatkin.